В 2017 году исполнилось 180 лет со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина. 14 февраля в МБОУ СОШ д. Верхнее Чесночное была показана литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти великого русского поэта.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image002.jpg)
Песня А. Розенбаума «По снегу, летящему с неба» эмоционально приблизила нас к роковому дню дуэли Пушкина. На фоне «Романса» Г. Свиридова прозвучало стихотворение «Печали Черная река» (его прочитали Никитенкова Татьяна и Пикалова Анастасия (10А класс)
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image003.jpg)
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image004.jpg)
Воспоминания В.А.Жуковского, В.И.Даля, В.Ф.Одоевского о дуэли, последних днях жизни поэта, о смерти, потрясшей сердца русских людей, озвучили ведущие: Моргунова Марина (11А класс) и Селищева Анна (9А класс).
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image005.jpg)
Один из лучших пушкинистов нашего времени В.Непомнящий сказал: «Пушкин – это Россия». И фраза эта не надумана, она перекликается со словами самого поэта:
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image006.jpg)
От лица А.С.Пушкина читал Мурзаков Алексей (10 А класс)
Литературно-музыкальная композиция вместила в себя рассказ о новаторстве творчества Пушкина, о заслугах великого поэта перед отечественной литературой.
Все в нем Россия обрела -
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, -
Все в нем Россия обрела
Дикарева Валерия (7А класс)
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image007.jpg)
На фоне бури прозвучали знакомые с детства строки «Зимнего вечера»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Кто в России до Пушкина мог эту прозаическую картину сделать шедевром поэтической лирики
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image008.jpg)
Стихотворение «Зимний вечер» читает Фетисова Маргарита (5 класс)
Или вот эта уж подлинно мужицкая по своему складу, по доброй легкой усмешливости речь:
Сценический диалог
Первый сват:
Сват Иван, как пить мы станем,
Непременно уж помянем
Трех Матрен, Луку с Петром,
Да Пахомовну потом.
Мы живали с ними дружно,
Уж как хочешь – будь что будь -
Этих надо помянуть,
Помянуть нам этих нужно.
Второй сват
Поминать, так поминать,
Начинать, так начинать,
Лить, так лить, разлив разливом.
Начинай-ка, сват, пора.
Первый сват:
Трех Матрен, Луку, Петра
В первый раз помянем пивом,
А Пахомовну потом
Пирогами да вином,
Второй сват
Да еще ее помянем:
Сказки сказывать мы станем -
Мастерица ведь была
И откуда что брала.
Первый сват:
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!..
Второй сват
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Первый сват:
Стариков когда-нибудь
(Жаль, теперь нам не досужно)
Надо будет помянуть –
Второй сват
Помянуть и этих нужно…
Слушай, сват, начну первой,
Сказка будет за тобой.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image009.jpg)
Первый сват - Федоринов Дмитрий (9А класс), второй сват - Ненашкин Руслан (8А класс)
Волшебная страна сказок Пушкина… Где она? - У моря, конечно. Там, на морском берегу жил и царь Салтан, и старик со старухой….
Сценический вариант фрагмента «Сказки о рыбаке и рыбке»
Старуха-царица
Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою.
Чтобы жить мне в окияне-море.
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image010.jpg)
Старуха-царица - Панькина Кристина 6А класс
Старик – Царёв Сергей 7А класс):
Рыбка
Чего тебе надобно, старче?
Старик
Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою:
Чтобы жить ей в окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image011.jpg)
Рыбка – Грисюк Ксения (5А класс); Старик – Царёв Сергей (7 А класс):
Какие великолепные, подлинно русские характеры зажили в произведениях Пушкина! Добрый Савельич, например, герой повести «Капитанская дочка».
Сценка из повести «Капитанская дочка» (гл.9)
Гринев
«Ну, Савельич, отдай же мне теперь половину денег; а остальное возьми себе. Я еду в Белогорскую крепость».
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image012.jpg)
Гринев – Дикарева Валерия (7А класс), Савельич – Чертов Максим (7А класс)
Савельич
– Батюшка Петр Андреич! Побойся бога; как тебе пускаться в дорогу в нынешнее время, когда никуда проезду нет от разбойников! Пожалей ты хоть своих родителей, коли сам себя не жалеешь. Куда тебе ехать? Зачем? Погоди маленько: войска придут, переловят мошенников; тогда поезжай себе хоть на все четыре стороны.
Гринев
– Поздно рассуждать, Я должен ехать, я не могу не ехать. Не тужи, Савельич: бог милостив; авось увидимся! Смотри же, не совестись и не скупись. Покупай, что тебе будет нужно, хоть втридорога. Деньги эти я тебе дарю. Если через три дня я не ворочусь…
Савельич
– Что ты это, сударь? Чтоб я тебя пустил одного! Да этого и во сне не проси. Коли ты уж решился ехать, то я хоть пешком да пойду за тобой, а тебя не покину. Чтоб я стал без тебя сидеть за каменной стеною! Да разве я с ума сошел? Воля твоя, сударь, а я от тебя не отстану.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image013.jpg)
Гринев – Дикарева Валерия (7А класс), Савельич – Чертов Максим (7А класс)
Гринев
Я знал, что с Савельичем спорить было нечего, и позволил ему приготовляться в дорогу.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image014.jpg)
А Пугачев? Разве не яркий русский образ с его широкой удалью, мятежностью, способностью на самый отчаянный риск, с его лукавством, плутовством, размахом - «казнить, так казнить, жаловать, жаловать!» - с его способностью платить добром за добро.
Бунтарский дух Вожатого раскрыт в рассказанной им сказке.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image015.jpg)
Пугачев – Федоринов Дмитрий 9А класс
Гринев – Дикарева Валерия 7А класс
Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!
Поэт убежден: «Цель художества – идеал, а не нравоучение», и верен себе. Пушкин не поучает, но показывает читателю нравственный идеал высокой пробы.
Он наделен талантом дружбы. Жизнь сталкивала поэта с самыми разными людьми, и среди них Пушкин находил друзей: одних – на всю жизнь, других – на краткие мгновения. Отношения эти и сегодня остаются прекрасным образцом верности, преданности и постоянства. Первых надежных друзей он встретил в Лицее. Когда опальный поэт был сослан в Михайловское, первым посетил его в изгнании благородный и преданный Пущин. (прозвучали трогательные взволнованные его воспоминания)
И когда декабрист Пущин, как государственный преступник, был сослан в Сибирь, Пушкин не мог не поддержать друга хотя бы словом. Он отправил в Сибирь проникновенное послание Пущину.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image016.jpg)
"Пущину» читает Бушмакина Анна (6 А класс)
С Пушкиным мы научились понимать, что такое любовь. С Пушкиным мы научились восхищаться женщиной. Он показал нам ее высокий идеал.
Пушкин впервые встретился с Анной Керн на балу у Олениных в 1819 году.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image017.jpg)
А. Керн – Никитенкова Татьяна 10 А класс
Вторая их встреча состоялась через шесть лет в1825 году, когда Пушкин жил в Михайловском, в северной ссылке, а Анна Петровна гостила в соседнем имении Тригорское у родственников. Об этих встречах поэт рассказал в своем лирическом шедевре «Я помню чудное мгновенье».
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image018.jpg)
Танец Пушкина и Керн
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image019.jpg)
Танец исполнен под музыку романса М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» в исполнении иеромонаха Фотия
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image020.jpg)
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image021.jpg)
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image022.jpg)
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image023.jpg)
В композиции прозвучали лирические шедевры, свидетельствующие о способности поэта на такую любовь, которая, принимая невозможность взаимности и смиряясь с ней, желает при этом любимой счастья с другим. Это высшее проявление настоящей любви, на которую способны немногие.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image024.jpg)
« Я вас любил..» А.С.Пушкин – Мурзаков Алексей (10А класс )
М. Цветаева утверждала, что больше всех женщин поэт любил свою няню. «Из "К няне" Пушкина я на всю жизнь узнала, что старую женщину – потому-то родная - можно любить больше, чем молодую - потому что молодая и даже потому что - любимая. Такой нежности слов у Пушкина не нашлось ни к одной».
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
о прелести задумчивых ночей..
Являлась ты веселою старушкой.
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты. детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила.
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заговорила.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image025.jpg)
«Ах, молчу ль о мамушке моей..» читает Мананская Анастасия (5А класс)
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image026.jpg)
Он не был в семье любимым ребенком. Матери и отцу было не до него, они были заняты собой; и он не посвятил им ни строчки, ему нечего было о них сказать. Няня заменила ему семью. Крепостная, она отказалась от вольной и осталась в семье Пушкиных; она как в воду глядела – это случилось как раз в 1799 году. Она осталась – и помогла ему стать тем, чем он стал для нас.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image027.jpg)
«Он все с Ариной Родионовной, коли дома, – вспоминал михайловский крестьянин. – Чуть встанет утром, уже бежит ее глядеть: «Здорова ли мама?» Он ее все мамой называл... – И уже чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней».
Подруга дней моих суровых!
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые ворота,
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image028.jpg)
Стихотворение «Няне» читает Левкина Алена (5А класс)
Из письма Пушкина брату из Михайловского: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Сценическая миниатюра «Пушкин слушает сказки няни»
Няня:
У одного царя была жена. Красивая, добрая. Да ушел царь на войну, а царица одна осталась. И все мужа ждала. Прошло девять месяцев. Родилась у царицы дочка, а тут и царь-отец вернулся. Но вдруг умерла царица, и остался царь с дочкой один. Что делать? Через год женился на другой…
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image029.jpg)
Няня - Шумская Мария (5А класс), Пушкин – Мурзаков Алексей (10А класс)
Пушкин пишет сказку, фрагмент которой под музыку Т. Хренникова озвучили Мосин Данила и Левкина Алена
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image030.jpg)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит вьется вьюга,
Снег ложится на поля,
Вся белёшенька земля.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image031.jpg)
Девять месяцев проходит ,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь,
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image032.jpg)
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Поэт открыл нам глаза на скромную и такую простую на вид, но исполненную неизъяснимой прелести для русского сердца природу средней полосы России. Он любил и научил нас любить утреннюю свежесть наших весен, великолепные снежные панорамы зимы, пышное очарование русской осени.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image033.jpg)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image034.jpg)
Чайковский «Времена года» Осенняя песня
Танец осени (девочки 5 класса)
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image035.jpg)
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image036.jpg)
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image037.jpg)
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image038.jpg)
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воплотив в своем поэтическом слове мировую гармонию, Пушкин преподал миру уроки великой любви, любви к жизни. Жизнь его была нелегкой, ему довелось испытать не только обычные человеческие невзгоды, но и мучительно переживать обиду и трагедию гения. Тяжелые гири чужой глупости и злобы ложились на его крылья.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image039.jpg)
Читает Дикарева Валерия
Наше национальное кредо – в словах Пушкина:
«Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».
И эти его слова – точка отчета для всей последующей русской литературы и для всего православного русского народа. Когда он умирал, раненный на дуэли, и велел позвать священника, то батюшка из ближайшей церкви, принимавший у Александра Сергеевича исповедь, вышел от него и сказал: «Я себе желал бы такой кончины». Так потрясла священника глубина покаяния Пушкина, то, что Александр Сергеевич на смертном одре простил Дантеса, покусившегося на честь его жены, лишившего его репутации в обществе да и самой жизни.
Он простил своего убийцу. Это - проявление высочайшего христианского духа, который открылся в Пушкине за несколько минут до смерти.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image040.jpg)
Мир, мир тебе, о тень поэта,
Мир светлый праху твоему!..
Велик и свят был жребий твой!..
Ты был богов орган живой,
Но с кровью в жилах… знойной кровью
Вражду твою пусть Тот рассудит,
Кто слышит пролитую кровь…
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет.
В финале прозвучало стихотворение – завещание А. С.Пушкина «Памятник».
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image041.jpg)
Музыка 40 симфонии Моцарта и слова Давида Самойлова: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу» стали заключительным аккордом Дня памяти.
В литературно-музыкальной композиции прозвучали произведения: Г. Свиридова, В. Моцарта, С. Рахманинова, К. Дебюсси, Т. Хренникова, М. Глинки, Ф. Шопена, П. Чайковского, Л. Бетховена, Массне, народная песня «Черный ворон», народный танец, старинная народная песня русского Севера.
Органично вписалась и обогатила образный ряд композиции обширная и содержательная презентация.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image042.jpg)
Литературно-музыкальную композицию подготовила учитель русского языка и литературы Лакомова Татьяна Дмитриевна.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image043.jpg)
Мероприятие посетили гости (учителя и учащиеся) филиалов МБОУ СОШ д. Верхнее Чесночное в с. Васильевка, в д. Ивановка и в с. Набережное.
![](http://www.school-che.ru/foto/Meropriyatiya/ned_ru_lit/pushkin/image044.jpg)
|