Великая русская литература, гуманная, глубокая, духовная по своей сути, будит совесть, заставляет нас задуматься о своем земном предназначении, о душе, о Боге, об отношении к Родине. А источник литературы - язык. Любовь к родному языку - важная нравственная составляющая личности. Понятно, что интерес к русскому языку и литературе рождается, прежде всего, на уроках. Но и внеклассная работа, не скованная обязательными компонентами и более свободная в выборе форм, предоставляет учителю огромные возможности для развития творческого потенциала обучающихся, обогащения их кругозора, формирования эстетического вкуса, навыков общения и словесного самовыражения, Традиционная и интересная форма внеклассной работы по предмету - Неделя русского языка и литературы. Подготовка к ней ведется задолго до старта. Так, до начала Недели было оформлено два стенда с интересной информацией о русском языке и литературе, на лестничной площадке вывешен материал, связанный с соблюдением орфоэпических и грамматических норм русского языка, на дверях кабинетов размещены высказывания писателей о русском языке.
Неделя русского языка и литературы началась 29 февраля Единым словарным диктантом для учеников 5-11 классов. Дипломом первой степени «Самый грамотный обучающийся школы» награждена Селищева Анна (8А класс). Дипломы второй степени получили Никитенков Дмитрий, Семионов Александр (11А класс), Сорокина Мария (10 А класс), Никитенкова Татьяна, Пикалова Анастасия (9А класс), Белоглазова Ольга (8А класс), Бушмакина Анна, Пикалова Анастасия (5А класс). Не всем удалось справиться с предложенной работой, но, безусловно, полезно было каждому ее участнику проверить себя, поработать над допущенными ошибками, чтобы избежать их в будущем.
Во вторник, 1 марта, обучающиеся и учителя школы были приглашены в литературную гостиную на встречу с Романсом. Лирическую музыкальную композицию «Романтика романса» подготовила Лакомова Т.Д. Она рассказала о родине этого музыкального жанра, о том, когда он пришел в Россию. Зрители с интересом слушали удивительные истории известных романсов, в высокой поэзии и музыке которых нашли отражение светлые чувства их создателей. Гостям была предложена интерпретация и история создания романсов: «Зимняя ночь» (Л.Пастернака – В.Евзерова), «Я помню чудное мгновенье» (А. Пушкина – М. Глинки), «Выхожу один я на дорогу» (М. Лермонтова – Е. Шашиной), «Калитка» (А.Будищева – А. Обухова), «Отговорила роща золотая» (С.Есенина – Г.Пономаренко), «Я встретил вас» (Ф.Тютчева – Л.Малашкина), «Очарована, околдована» (Н. Заболоцкого – А. Лобановского), «Я тебя никогда не забуду» (А. Вознесенского – А.Рыбникова), «Про кого-то» (Р.Бернс – А.Петров). Названные произведения глубоко прочувствовали и проникновенно исполнили И.Сказина, Н. Закирова, иеромонах Фотий, Н. Кадышева, А. Малинин, Н. Караченцев – Е. Шашаина, А. Герман, А. Фрейндлих. Весь материал проиллюстрирован в содержательной презентации.
В третий день Недели Лакомова Т.Д. провела лингвистическую игру для обучающихся 8-11 А классов. В этом поединке знатоков русского языка и литературы скрестили шпаги разновозрастные команды «Эрудиты» (Селищева А., Никитенкова Т., Сорокина М., Семионов А.) и «Алые паруса» (Белоглазова О., Пикалова А., Моргунова М., Никитенков Д.). Игра проходила в два тура, а началась с разминки. Каждой команде поочередно было предложено по девять блоков блиц - вопросов (по русскому языку и литературе). В первом туре участники игры выполнили задание по орфоэпии, на соответствие (по произведениям, прочитанным в разных классах), попробовали свои силы в составлении новых слов из списка предложенных. Во втором туре команды подбирали рифмы к указанным в задании словам; отгадывали произведения и их авторов по прочитанным фрагментам произведений; должны были по звучащему началу продолжить стихотворение и назвать его автора. В то время, когда команды были заняты выполнением заданий, проводились игры со зрителями. Особенно понравилась болельщикам викторина «Знаете ли вы сказки?» В финале, после просмотра презентации «Ошибки в речи политиков и журналистов», участникам игры было предложено исправить и классифицировать ошибки из сочинений выпускников, сдававших ЕГЭ. Все задания игры демонстрировались на слайдах презентации, она же давала возможность проверить правильность выполнения игровых испытаний. Обе команды выступили достойно, но победили «Эрудиты».
В четверг Никитенкова Н.А. провела литературно-музыкальную композицию «Когда грохочут пушки, музы не молчат». Вступительное слово стало камертоном трепетного отношения учителя к поэтам и всем фронтовикам. Оно сопровождалось кадрами кинохроники. Поэзия в самых суровых условиях способна быстро откликнуться на происходящие события. Первая песня страшного лета 1941года – «Священная война»: 24 июня стихотворение В. Лебедева- Кумача опубликовано, а 26 июня А. Александров написал музыку великой песни. С нее и началась литературно-музыкальная композиция. А потом Наталья Анатольевна рассказала об эпизодах военной и послевоенной биографии А.Ахматовой, К. Симонова, П. Шубина, А. Суркова, Ю. Друниной, М. Исаковского, М. Джалиля, прочитала стихотворения: «Жди меня» К. Симонова и «А вы, мои друзья последнего призыва…» А. Ахматовой. Иллюстрацией предложенного вниманию зрителей материала стала презентация. Ребята не только внимательно слушали учителя, но и читали наизусть стихотворения: «Мужество» А. Ахматовой (Джемалдинов Р.), « Русской женщине» М. Исаковского (Селищева А.), «Зинка» Ю. Друниной (Сорокина М., Никитенкова Т.), «Комбат» Ю. Друниной (Панькина О.), «Сестра» И. Уткина (Пиняева А.), «Чулочки» М. Джалиля (Дикарева В.), « Присягаем победой» А. Суркова (Чертов М.), «Ты пишешь мисьмо мне» И. Уткина (Федоринов Д.). Девочки 10 А класса (Моргунова М., Сорокина М., Паршуткина О.) спели песни: «В землянке» (А. Суркова – К. Листова), «Огонек» (М. Исаковского – М. Блантера). Всем известно сдержанно-страстное стихотворение С.Гудзенко «Мое поколение». Положенное на музыку, оно прозвучало в телевизионном фильме «Цыган» в исполнении М.Волонтира. Видеофрагмент из фильма стал заключительным аккордом композиции.
Четвертого марта Евланенкова О.А. провела для обучающихся 5-8 А классов занимательную, развивающую игру по русскому языку «Волшебный квадрат». В борьбе смекалистых эрудитов приняли участие «Лингвисты» (Бушмакина А., Царев С., Мулюкин Д., Селищева А.) и « Лексика» ( Пикалова А., Дикарева В., Панькина О., Федоринов Д.) За правильные ответы команды получали жетоны, победитель определялся по большему числу жетонов, добытых в интеллектуальном поединке. В секторах были предложены вопросы по всем разделам языкознания. Для успешного выполнения заданий игры нужно было проявить смекалку, показать знания, умение нестандартно мыслить, продемонстрировать способность к общению. В упорной борьбе победила дружба.
Суббота, 5 марта, стала днем подведения итогов. Вручены грамоты и дипломы. На классных часах состоялся разговор о том, чем особенно запомнилась Неделя, что полезного и нового узнали ученики. Хочется отметить активность учеников начальных классов в разгадывании кроссворда, предложенного обучающимся среднего звена. Первая пятерка отгадавших ключевое слово отмечена благодарственными грамотами. Это обучающиеся 3А, 4А, 6А классов: Шумская М, Дикарева В, Холодов Р., Царева Г., Левкина А. Хочется пожелать всем ребятам успехов в изучении русского языка и литературы! |