В
филиале МБОУ СОШ д. Верхнее Чесночное
в д. Ивановка Глазунова Лидия Ивановна провела открытый урок-исследование
по физике в 7 классе по теме: «Плавание
тел».
Цель:
Образовательная:
Исследовать
условия, при которых тело в жидкости (газе) тонет, всплывает и плавает (соотношение силы тяжести и
выталкивающей силы, действующих на тело, и соотношение плотности тела и
жидкости), измерять силу Архимеда.
Развивающая:
· установить
зависимость плавания тела на различной глубине от силы
тяжести
и выталкивающей силы; от плотности тела
и жидкости.
· развивать
умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
· продолжить
формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами
физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная:
· развивать
познавательный интерес к предмету;
· привить навыки
применения теории к практике;
· воспитывать
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений
науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.
Были поставлены задачи:
· усвоить условия плавания тел, уметь решать
задачи по теме;
·
развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов, делать выводы;
· формировать умение пользоваться теоретическими и
экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов и для
решения задач.
Тип урока:
комбинированный.
Вид урока: изучение нового
материала.
Оборудование: стакан с водой, соль,
картофелина; мензурка, заполненная водой на 9/10 объёма, пузырёк,
резинка от шарика; компьютер, экран.
На уроке
использовались материалы Единой
коллекции ЦОР, презентации, игра «Физическое лото».
На уроке присутствовали зав. филиалом МБОУ СОШ
д.Верхнее Чесночное в д.Ивановка Серова Н.П. и
учитель математики Столярова С. Д.
На примере сил, действующих на подводную лодку, ребята
выясняют, когда лодка тонет, плавает на
определённой глубине или тонет. Делают выводы и записывают их в тетради.
Большое
внимание было отведено физическому
эксперименту.
« Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» говорит Лидия Ивановна, повторяя слова М. В.
Ломоносова.
Опыты и наблюдения проводились
не только для проверки условий плавания тел, но и для их «открытия».
…в руках учителя «глубокое море» (мензурка с водой). А небольшой пузырёчек - «водолаз».
«… Беру в пузырьке небольшое количество воды,
опрокидываю его горлышком вниз в
мензурку. Сверху плотно затягиваю резиновой плёнкой. Если оказывать давление
на плёнку, то пузырёк тонет. Прекращаю действие на плёнку - пузырёк всплывает.
Что же здесь происходит? Можно
его остановить на любой глубине? Кто сможет это объяснить?»
Ребята в
затруднении… Опыт повторяют,
задерживая пузырёк на различной
глубине.
Ответить на все вопросы помогает просмотр кинофрагмента о плавании подводной лодки.
Картофелина утонула...
Добавим
соль. Видим, что она потихоньку всплывет…
Наблюдая за тем как всплывает картофелина , ребята делают вывод о условиях плавания тел,
сравнив плотности тела и жидкости.
Обобщая
сведения о подводной лодке,
результаты эксперимента,
обучающиеся подводят итоги, делают выводы, замечают, что урок связан с жизнью,
производством.
Урок
формирует у них убеждение: знания
по физике необходимы в жизни.