«Самое главное и ценное в жизни - это семья.
Сначала, в которой ты рождаешься,
а затем, которую ты создаёшь».
Афоризм
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, лежащая в основе ФГОС, представляет собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с разными субъектами социализации – в том числе и с семьёй. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в семье и школе.
Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, гражданственность, здоровье, труд и творчество, толерантность и т.д., начальное формирование которых происходит именно в семье.
Достижению этой цели призваны содействовать учебные предметы «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) (4 класс) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) (5 класс).
С целью формирования представления о семье как хранителе духовных ценностей был Черниковой Е.Н. дан открытый урок в 5Б классе филиала МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное в д. Ивановка 14 января 2019 г. В качестве учебных задач, направленных на достижение предметных результатов, было ознакомление обучающихся с духовно-нравственным потенциалом семьи не только с точки зрения православной религии, но и других конфессий: ислама, иудаизма, буддизма.
Личностно значимой проблемой урока являлось знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций, что способствовало развитию интереса к культурным традициям российского народа.
Достижению личностных результатов способствовало оборудование класса: на доске были представлены творческие проекты в виде генеалогического древа, сделанные руками обучающихся совместно с родителями, а также фотографии детей в окружении родителей и близких родственников.
Огромным воспитательным потенциалом для пятиклассников являлось знакомство с семьями, достойными подражания, - супружеской парой благоверных князей Петра и Февронии, живших в 13 веке; а также с благочестивой семьёй Романовых, почитаемых христианской церковью с 1981 года как «царственные страстотерпцы». Младшие подростки также узнали о российском празднике - Дне любви, семьи и верности, который отмечается в России с 2008 года, и какое отличие имеет этот праздник от Дня всех влюблённых, который отмечается 14 февраля в западных странах мира.
Методический анализ урока был проведён учителями ОРКСЭ и ОДНКНР Воловского муниципального района О.А. Комягиной, С.Н. Халюзовой, Е.М. Дорофеевой, Е.И. Седовой, О.В. Селищевой, В.В. Мильцевой, О.А. Евланенковой, а также методистом Центра доп. образования Л.П. Фёдоровой, директором МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное О.П. Сомовой и зам. директором по УВР Е.С. Ходоровой. В ходе методического заседания были намечены дальнейшие планы по обмену опытом между учителями ОРКСЭ и ОДНКНР при проведении уроков в Воловском муниципальном районе в 2019 уч. году.
Учитель ОДНКНР
Черникова Елена Николаевна
|